Фонематический слух – это различение на слух звуков речи.
Сформированный фонематический слух является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов, основой легкости овладения грамматическим строем языка, успешного освоения письма и чтения.
Пятилетние дети способны определить на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, дифференцировать определенные пары звуков
(с – ц, с – ш, з – ж, ш – ж, л - р), подбирать слова на заданный звук.
Игры для развития фонематического слуха
«Какой звук есть во всех словах?»
Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.
«Поймай звук»
Взрослый произносит гласные (согласные звуки) звуки, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук.
«Подскажи звук»
Взрослый предлагает детям договаривать последний звук (На солнышке грелся черноухий котено…К).
«Скажи, как я»
Взрослый называет слово с интонационным выделением любого из звуков (мааак, лллук, носсс), а ребенок должен повторить слово так, как его произнес взрослый.
«Найди картинки (или предметы) на звук…»
Ребенок называет картинки только с нужным звуком.
«Какое слово задумано?»
Взрослый показывает детям картинки и называет их, пропуская первый звук (…омашка), а ребенок произносит слово, выделяя пропущенный звук (ррромашка).
«Назови слова на звук …?»
«Назови первый звук»
Взрослый произносит слово с интонационным выделением первого звука и кидает мяч ребенку, а тот называет первый звук в слове и перебрасывает мяч взрослому (Аня, азбука, арбуз, Ира, индюк, изюм, Оля, осень, утка, улица …)
«Что лишнее?»
Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа»… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.
«Верно-неверно»
Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.
«Слушай и выбирай»
Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.
«Назови нужное слово»
Взрослый читает стихотворение и просит назвать только те слова, в которых есть заданный звук. Например,
звук Ж.
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Вернуться на страницу "Развитие речи"