«Фантазер»
Предложите ребенку пофантазировать
на самые разнообразные темы:
«Если бы я был волшебником» (каким? зачем? что делал бы? и т. п.);
«Если бы вдруг исчезло время» (что в этом хорошего? что плохого?);
«Если бы я оказался на необитаемом острове» (что бы стал делать?);
«Если бы у меня было много денег» (на что бы их потратил?);
«Если бы я стал невидимым» (для чего использовал бы это свойство?);
«Если бы вдруг ученые вывели новый вид семени, из которого может вырасти
растение до неба» (как семя будет выглядеть? какие условия ему будут нужны для
роста?);
«Если весна не наступит совсем» (что произойдет с растениями, животными,
людьми? каким будет лето?);
«Если бы я стал выше дома» (что нового бы увидел вокруг? какую и кому мог
бы оказать помощь?);
«Если бы я был размером с муравья» (как все вокруг бы изменилось,
почему?);
«Если вдруг игрушки оживут и заговорят» (что они могут рассказать?);
«Что произойдет, если люди перестанут ссориться и начнут дружить» (что
для этого могут сделать дети?) и т. д.
«Пиктограммы»
Детям
дается бумага и простой карандаш и объясняются правила игры: «Я вам буду
говорить слова, а вы спрячьте их в рисунок так, чтобы потом их можно было
найти. Постарайтесь сделать рисунки побыстрее, так как мы будем прятать много
слов. Не нужно, чтобы рисунки были очень хорошими. Надо только, чтобы они
помогли вам найти те слова, которые я буду говорить, а вы прятать».
Перед тем как начать читать детям слова,
можно вспомнить о том, как на дорогах спрятаны целые предложения: показать
несколько дорожных знаков, спросить, что они обозначают, или рассказать, если
дети не знают. Для «спрятывания» предлагается 10—12 слов и словосочетаний:
грузовик, умная кошка, темный лес, день, веселая игра, мороз, капризный ребенок, хорошая
погода, сильный человек, наказание, интересная сказка или любые другие.
Если первый же рисунок, к слову «грузовик»,
дети делают очень подробным, большим, то необходимо напомнить им: «Не надо
делать настоящий рисунок. Надо только, чтобы он помог вам отыскать спрятанное
слово. У нас будет еще много других слов, к ним ко всем будут нужны рисунки, и,
желательно, чтобы они все поместились на одном листе».
После выполнения задания, показывая на каждый
из сделанных ребенком рисунков по очереди, спрашивайте: «В этот рисунок ты
какое слово спрятал? А в этот?»
Когда дети научатся кодировать слова и фразы,
можно переходить к игре в прятки с целыми предложениями. Затем дети «читают»
спрятанные рассказы и самостоятельно придумывают, прячут их в рисунки.
«Найди пару»
Детям
называют около 10 различных слов: существительные, прилагательные, глаголы,
наречия, предлоги, междометия. Их задача состоит в том, чтобы каждому слову
подобрать пару на основе первой возникшей ассоциации — назвать «дополняющее»
слово. Полученный набор фраз может быть использован в качестве опоры для
придумывания связного рассказа, истории, сказки.
«Оживление
предмета»
Предложите детям представить, что тот или иной
предмет вдруг ожил и заговорил — и тут же родится множество интересных историй.
"Выведение следствий"
Эта игра используется как в развитии воображения, так и словесно-логического
мышления. Предлагается ряд вопросов, начинающихся со слов "Что
произойдёт...". Задача ребёнка дать как можно более полные и оригинальные
ответы на поставленные вопросы.
Список примерных вопросов:
"Что произойдёт, если дождь
будет лить не переставая?"
"Что произойдёт, если все
животные начнут говорить человеческим голосом?"
"Что произойдёт, если все
горы вдруг превратятся в сахарные?"
"Что произойдёт, если у тебя
вырастут крылья?"
"Что произойдёт, если солнце
не зайдёт за горизонт?"
"Что произойдёт, если оживут
все сказочные герои?"
"Что произойдёт, если смогут
читать мысли друг друга?"
Игра "Танец"
Детям предлагается потанцевать. Причём каждый танцует "что
хочет". Ребёнок должен выразить а танце какой-либо образ. Лучше, если
образ он придумает сам. при затруднении можно помочь ему подсказкой.
Темы для подсказки: станцуй "бабочку", "зайчика",
"кошку", "лошадку", "утюг", "конфету",
"молоток" и так далее.
Игра "Цепочка слов"
Слово, случайно запавшее в голову (или намерено взятое), вызывает цепную
реакцию, распространяя волны вглубь и вширь, извлекая при этом образы,
ассоциации, воспоминания, представления и мечты.
Детям предлагается составить длинный поезд из слов, каждое слово -
вагончик. Вагончики, как и слова, должны быть соединены между собой. Значит,
каждое слово должно тянуть за собой следующее.
Например: Зима (какая?) - холодная, снежная (что ещё бывает холодным?) -
мороженное, лёд, снег, ветер (какой ветер?) - сильный, северный (что ещё может
быть сильным?) и так далее. За каждое слово, названное детьми, выставляется
вагончик.
«Угадай-ка»
В
качестве игрового материала используются спички, бусинки, пуговицы (различных цветов,
форм, фактуры и диаметра), зерна или сухие плоды растений, ниточки (длиной 2— 5 см), мелкие камешки.
Организация игры: 10—12 предметов из исходного игрового набора кучкой бросают с
небольшой высоты на стол или лист бумаги. При падении предметы складываются в
самые разнообразные, иногда достаточно причудливые изображения. Игровая задача
состоит в том, чтобы «узнать» и назвать получившееся изображение.
"Заверши картинку "
Задача ребенка домыслить начатый
образ. Т.е. ему дается картинка с изображением отдельных деталей, нужно довести
образ до логического завершения.
"Что там спрятано "
Ведущий берет картину и закрывает
основную чаcть, оставив для обзора лишь маленький фрагмент. Задача детей
понять, что там за скрытой частью или дорисовать образ мысленно. Когда варианты
озвучены, можно и посмотреть, что же там было на самом деле.
«Придумай продолжение сказки»
Начните рассказывать сказку, периодически
спрашивая у ребенка, кого
встретил тот или иной герой, куда он дальше пошел или стал делать. Сочиняйте
продолжение сказки вместе.
"Придумай фигуру"
Ребенку дается набор геометрических фигур:
треугольников, кругов, квадратов, из которых предлагается составить например
образ животного, или человека.