Работа по развитию связной речи у детей является синтезом речевых упражнений по формированию словаря и грамматического строя. Она неотделима от остальных задач речевого развития, она связана с обогащением словаря ребенка, работой над смысловой стороной речи, формированием грамматического строя речи, воспитанием звуковой культуры речи. Обучение детей рассказыванию может проводиться в разной форме: составление рассказов-описаний по теме, по картине, по серии картинок, упражнения типа «Закончи рассказ по-своему», «Закончи предложение» и т.д.
Предложенные игры помогут вашему ребенку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге речь вашего ребенка станет богаче и разнообразнее. В эти игры можно играть всей семьей, в выходные дни, праздники, будними вечерами. Во время игры со словом учитывайте настроение ребенка, его возможности и способности. Играйте вместе с ребенком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам!
Игра «Распространи предложение»
Детям предлагается продолжить и закончить начатое взрослым предложение, опираясь на наводящие вопросы. Например, взрослый начинает предложение так: «Дети идут ... (Куда? Зачем?)» Или более усложненный вариант: «Дети идут в школу, чтобы ...».
Игра «Если бы...»
Взрослый предлагает ребенку пофантазировать на такие темы, как:
«Если бы я был волшебником, то ...»
«Если бы я стал невидимым ...»
«Если весна не наступит никогда ...»
Взрослый рассказывает ребенку начало сказки или рассказа и дает задание продолжить или придумать концовку.
Игра «Черный ящик»
Ребенок постепенно определяет, что лежит в ящике, задавая вопросы об определенных свойствах предметов: «Это игрушка? Она деревянная? Она пластмассовая? Ее можно катать? И так далее».
Игра «Мой папа — художник»
Ребенок должен составить рассказ (сказку) по рисунку, который нарисовал его папа.
Игра «Продолжи предложение»
«Учись читать книги, потому что…», «Слова надо говорить громко, потому что…», «Если бы я был волшебником, я бы…».
Игра «Придумай сам, потому что на картинке это не нарисовано»
Взрослый предлагает ребенку сюжетную картинку для составления рассказа по ней, сначала обсуждается событие, изображенное на картинке, а затем ребенок придумывает. Что могло бы быть потом.
Игра «Придумаем название»
Взрослый предлагает ребенку различные сюжетные картинки и предлагает придумать разные варианты названий к картинке.
Игра «Пойми меня»
Взрослый описывает предмет, не показывая его, а ребенок пытается угадать, о чем говорится. Затем родитель и ребенок меняются ролями.