Среда
08.05.2024
07:52
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Л  О  Г  О  П  Е  Д

Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
1

Главная » Статьи » Материал » 1

4 год жизни






                                           Развитие речи детей 4 года жизни

  
На четвертом году жизни дети начинают высказывать простейшие суждения  о предметах и явлениях окружающей их действительности, устанавливать зависимость между ними, делать умозаключения. Однако в общем речевом развитии у детей могут быть резкие индивидуальные различия: одни в 3 года  хорошо владеют речью, у других она еще далека от совершенства.

  К концу четвертого года жизни словарный запас ребенка достигает 1500-2000 слов. Разнообразней становится словарь и в качественном отношении. В речи детей этого возраста, кроме существительных и глаголов, все чаще встречаются  другие части речи: местоимения, наречия, появляются числительные (один, два), прилагательные,указывающие на отвлеченные признаки и качества предметов (холодный, горячий, твердый, хороший.  К концу года дети используют в своей речипритяжательные местоимения (мой, твой), притяжательные прилагательные (мамина чашка, папин стул). Однако ребенок еще не пользуется собирательными существительными – одежда, овощи, фрукты, мебель.

  Одновременно с обогащением словаря ребенок интенсивнее овладевает грамматическим строем языка. На вопросы взрослых он  все чаще отвечает развернутыми фразами, состоящими из четырех и более слов. В его речипреобладают простые распространенные предложения, но появляются и сложные.

   Повышенный интерес к звуковой стороне слова помогает ребенку изменять слова по аналогии с другими. Однако часто встречаются грамматические ошибки: неправильно согласуют слова, особенно существительные среднего рода с прилагательными, неправильно употребляют падежные окончания («Мама окны моет»); при образовании родительного падежа сущ-х мн. Числа отмечается влияние окончания   -ов,  - ев на другие склонения (дом – домов, ручка – ручков).

   На четвертом году жизни происходит дальнейшее укрепление артикуляционного аппарата: становятся более координированными движения мышц, принимающих участие в образовании звуков (языка, губ, нижней челюсти). Так,  укрепление мышц кончика и спинки языка способствует правильному произношению (без смягчения)  твердых согласных: санки вместо «сянки». Дети все чаще начинают верно произносить слова со стечением 2-3 согласных, становится возможным употребление более сложных по слоговой структуре слов.

   Со стороны произношения отмечается появление многих звуков. Большинство детей правильно произносят такие сложные для усвоения звуки, как Ы, Э, Х, приближаются к норме и более четко произносят свистящие звуки, появляется звук Ц. У некоторых детей появляются звуки позднего онтогенеза (звуки Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р), но, как правило, большинство детей заменяют звук Ш  звуком С, Ж – З, Ч – Ц, Щ – С или Сь. Сонорные звуки Р, Рь, Л дети заменяют звуком Й или Ль.

 

     У детей четвертого года жизни  следует уточнять  и закреплять  правильное произношение звуков:м, мь, п, пь, б, бь, т, ть, д, дь, н, нь, к, кь, г, гь, х, хь, й, ф, фь, в, вь, с, сь, з, зь, ц. Необходимо вырабатывать четкое и внятное произнесение слов и фраз, развивать слуховое внимание, речевой слух, голосовой аппарат.  Взрослые предлагают ребенку отчетливо называть игрушки, животных, предметы изображенные на картинках, четко произносить звуки в звукоподражаниях (динь-дон, пи-пи-пи, ку-ку, мяу, бом, но-но), слова в потешках, считалках,  стихах, загадках, диалогах, инсценировках.

   Для развития слухового внимания предлагают различать неречевые звуки (постучать карандашом и пошуршать листом бумаги, привлекают внимание к домашним звукам – это шумит холодильник, это стиральная машина, пылесос, телефон, фен; к уличным звукам – это капает дождь, это проехала машина, летит самолет..), определять источник и направление звука (поиграть в жмурки со звучащей игрушкой).  Детей учат различать речевые звуки  -  дифференцировать звукоподражания  («би-би-би» – гудит машина,   «пи-пи-пи» - пищит мышка), отличать голоса разной громкости (тихо мяучит котенок, громко мяукает кошка).

 







Категория: 1 | Добавил: Demosfen (21.12.2010)
Просмотров: 4229 | Теги: развитие речи детей, логопедия, дошкольное образование
Форма входа

Поиск по сайту

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz