Речевые и познавательные задания по теме «Транспорт» для детей 4-5 лет.
1. Вместе с ребенком понаблюдайте на улице за транспортом,
зачем нужен транспорт,
назовите машину, автобус и.т.д.
Обозначьте словами перемещения машины: едет, подъезжает, уехала, остановилась, повернула, затормозила…
2. Рассмотрите детали грузовой машины, назовите их: кабина, дверцы, кузов, колеса, руль, сиденье, фары, мотор…
3. Познакомьте малыша с такими видами транспорта, как наземный, воздушный, подземный, железнодорожный, водный.
4. Побеседуйте с ним о необходимости соблюдения правил дорожного движения.
5. Упражнение "Подбери действие к предмету".
Поезд ( что делает?) - ... едет, идет, мчится, гудит, везет, перевозит, останавливается … Самолет (что делает?) - ... взлетает, летит, перевозит, приземляется…
6. Упражнение "Подбери признак".
Машина (какая?) - ...
Автобус (какой?) - ...
Самолет (какой?) - ...
7. Предложите назвать большой и маленький транспорт:
грузовик – грузовичок,
лодка – лодочка,
самолет – самолетик,
корабль – кораблик…
8. Упражнение "Один - много".
Необходимо следить, чтобы ребенок правильно произносил окончания слов:
машина – много машин,
колесо – много колес,
корабль – много кораблей…
9. Упражнение "Кто чем управляет?".
Машиной - ... (управляет водитель, шофер)
Поездом - ... (машинист)
Самолетом … (летчик, пилот)
Кораблем - …(капитан)
10. Упражнение "Четвертый лишний" на развитие логического мышления, умения классифицировать, с использованием картинок.
- корабль, лодка, самолет, парусник;
- автомобиль, трамвай, троллейбус, метро;
- велосипед, автобус, корабль, автомобиль.
11. Развитие речевого дыхания и голоса.
Прокололась шина у машины: произнесение звука ш-ш-ш.
Насос: произнесение звука с-с-с-с.
Машины едут по мокрой мостовой: произнесение слогов «Ша-шу-ши-шо».
Гудит поезд - произнесение на одном выдохе: «Ту-ту-ту-ту».
Сигналит машина - произнесение на одном выдохе: «Би-би-би-би».
12. Развитие мелкой моторики. Можно сделать самолетик из бумаги, слепить из пластилина лодочку, сделать поделки-транспорт из природного материала, выложить из геометрических фигур.
Выполняйте упражнения для пальчиков.
Есть игрушки у меня -
(попеременно хлопать в ладоши и ударять кулачками)
Паровоз и два коня,
Серебристый самолет,
Три ракеты, вездеход,
Cамосвал, подъемный кран –
Настоящий великан.
(загибать пальчики на обеих руках).
«Транспорт»
По ходу чтения стихотворения
по очереди загибайте пальчики.
Мы с первым пальцем-малышком
В трамвайный парк пойдем пешком.
С другим — поедем мы в трамвае,
Тихонько песни напевая.
С третьим — сядем мы в такси,
Попросим в порт нас отвезти!
С четвертым пальчиком в ракете
Мы полетим к другой планете.
Садись-ка, пятый, в самолет,
С тобой отправимся в полет.
13. Упражнение на координацию речи с движениями. Выполняйте движения в соответствии с содержанием стихотворения.
На лошадке ехали,
До угла доехали.
Сели на машину,
Налили бензину.
На машине ехали,
До реки доехали.
Трр! Стоп! Разворот.
На реке — пароход.
Пароходом ехали,
До горы доехали.
Пароход не везет,
Надо сесть в самолет.
Самолет летит,
В нем мотор гудит: У-у-у!
И. Токмакова
Имитация езды на самокате.
Самокат, самокат,
Самокату очень рад.
Сам качу, сам качу
Самокат куда хочу.
14. Упражнение для развития речевого слуха, памяти: выучите с ребенком небольшое стихотворение о транспорте.
Шофер
На нитке машину гулять поведу.
На нитке домой я ее приведу.
Почищу ей кузов, кабину, мотор -
Машину беречь должен каждый шофер.
Самолет
Самолет построим сами.
Понесемся над лесами,
Понесемся над лесами.
А потом вернемся к маме. |